Статья

Вторичная переработка упаковки: возможный драйвер “мусорной реформы” в России

2 марта 2020

Наталья Ключевская

    Эффективное обращение с отходами производства и потребления является одной из приоритетных целей реализации национального проекта “Экология”. В рамках этого направления предусмотрена не только ликвидация несанкционированных свалок и рекультивация территорий, на которых они размещены, но и формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), включая создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления.

    Одним из сдерживающих факторов, препятствующих эффективному выполнению целевых показателей нацпроекта, представители власти и бизнеса считают отсутствие действенной системы вторичной переработки мусора, в первую очередь – упаковки. Несмотря на ряд специфических особенностей упаковки (высокая доля отходов упаковки в структуре ТКО – порядка 70%, короткий жизненный цикл упаковочных изделий – основная часть упаковки является одноразовой и после использования отправляется в отходы, различие используемых для изготовления упаковочных изделий материалов по возможности сбора и вторичной переработки), отходы упаковки собираются и утилизируются лишь частично. “Текущее состояние системы обработки отходов обеспечивает извлечение не более 5-7% полезных компонентов из ТКО, в то время как большая часть ТКО, содержащая запрещенные к захоронению полезные компоненты, в несортированном виде отправляется на полигоны для захоронения”, – отмечают эксперты.

    В целях решения указанной проблемы депутат нижней палаты парламента, член Комитета Госдумы РФ по экологии Александр Фокин представил на рассмотрение парламентариев законопроект “О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления“. Ключевой идеей инициативы является возложение обязанности исполнения расширенной ответственности производителей (далее – РОП) в отношении произведенной на территории России упаковки на ее непосредственных производителей, вне зависимости от того, производят они ее для упаковки товаров третьих лиц или упаковки собственного продукта. Напомним, сегодня обязанность по исполнению РОП в отношении товаров и упаковки товаров лежит на производителях и импортерах товаров и упаковки, а в отношении упаковки товаров, произведенной на территории нашей страны, – на производителях товаров в этой упаковке. “Такая система определения субъектов РОП вызывает путаницу среди производителей, невозможность определения поднадзорного круга субъектов администратору экологического сбора, снижает качество контроля исполнения такими организациями обязанности по утилизации отходов, и, как следствие, снижается количество утилизируемых отходов”, – отмечается в пояснительной записке к документу.

    Кроме того, планируется исключить установление нормативов утилизации отходов от использования упаковки и ввести вместо этого обязанность производителей упаковки обеспечить утилизацию отходов от использования упаковки или уплатить экологический сбор, исходя из всей массы выпущенной (ввезенной) упаковки. Это удобно и с точки зрения администрирования экологического сбора – поскольку количество производителей товаров в упаковке исчисляется десятками тысяч, то при отсутствии механизма их идентификации существенно снижается качество и количество администрирования сбора и контроля за исполнением нормативов утилизации. “Непосредственные производители упаковки в силу их сравнительной немногочисленности являются наиболее рациональными объектами контроля и администрирования в части исполнения РОП в отношении упаковки товаров”, – считает разработчик законопроекта. По подсчетам экспертов, в России насчитывается 4147 производителей упаковки, из них: 11 заводов по производству полой стеклотары, 1296 производителей бумажной упаковки, 2717 компаний по производству полимерной упаковки, 150 предприятий по производству металлической упаковки.

    По словам автора законопроекта, предлагаемый ко введению экологический сбор на всю упаковку, производимую в России, по сути, станет сбором инвестиционным, так как производители упаковки будут вкладывать деньги в сбор упаковки, ее транспортировку и последующую переработку или повторный ввод в оборот. Таким образом, будет изменена сама концепция понимания упаковки, которая должна рассматриваться “не как мусор, а как товар, который попадает на рынок вместе с определенной продукцией, содержащейся в этой упаковке, то есть фактически – как материальный ресурс, который может быть вторично использован”, считает Фокин.

     Одновременно посредством механизма повторной переработки упаковки планируется запустить принцип “экономического бумеранга”, предполагающий не только использование упаковки, ее сбор, но и повторную переработку и вторичное использование. Эта же схема укладывается в формат реализации принципов экономики замкнутого цикла (раздельный сбор, транспортирование, обработка, утилизация и размещение), который рассматривается в качестве одной из конечных целей внесения изменений.

    Подводя итог обсуждению, Александр Фокин сказал, что предлагаемый законопроект может стать драйвером для всей “мусорной реформы”, которая пока “пробуксовывает”. Ожидается, что его реализация поможет усовершенствовать порядок администрирования РОП, увеличить количество утилизируемых отходов в рамках РОП, а также сократить количество отходов упаковки в составе ТКО, что в конечном итоге позволит достичь показателей по обработке и утилизации отходов нацпроекта “Экология”. В качестве конечной цели реализации поправок, предусматривающих создание условий для вовлечения отходов упаковки в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов, автор инициативы видит создание отрасли обращения с отходами замкнутого цикла.

Полная версия статьи доступна по ссылке https://www.garant.ru/news/1330062/